?

Log in

No account? Create an account
годунов godunov

godunov_ballet


Alexander Godunov & the other ballet stars.


...иль не был убийцею создатель Ватикана?
tanaquil le clerq
tanaquileclerq


В комментах возмущаются поклепом на Сальери, поклепом, которому уже много-много лет и, который, судя по всему, будет сопровождать память о нем вечно. Музыканты говорят, что музыка С. не уступает по качеству музыке его конкурента Моцарта и интересна сама по себе, независимо от темной истории их взаимоотношений. К слухам о виновности первого в гибели второго добавился голос народного поэта, что, вероятно и способствует неувядаемости этой сомнительной версии в России до сего дня. На самом деле как Пушкин, так и многие постановщики пьесы на этот сюжет в драме, опере, кино, а теперь и в балете, рассматривают историю зависти менее талантливого, хотя и более трудолюбивого сочинителя к более удачливому, хотя и безалаберному сопернику, как вневременную, привязка к именам, месту и времени во многом условная. Ну не повезло С. еще раз, - после смерти, что поделать?..
В 70-ые балет, в котором ВБ изобретательно использовала музыку обоих композиторов, шел в БТ вместе с Шопенианой либо другим одноактным балетом. Шел без особого успеха, танцевали в нем не звезды первой величины, партии трех героев - М., С. и Черный человек (наподобие Злого гения в ЛО у Грига) не отличались разнообразием... И все же балет запомнился, в отличие, например, от многочисленных балетов А. Петрова, - почему?
Почему запомнился другой, шекспировский, балет ВБ, также незатейливый чисто хореографически? Была в ее постановках в БТ ставка на театральность, драматическую достоверность, находившая в те годы отклик, как у артистов, так и у зрителей. Камерный балет "на троих", компактный, изящный, с чувством меры, прекрасной музыкой, артистами, оценившими, поставленные перед ними цели - таков был "Моцарт и Сальери" ВБ. В 2011 году спектакль был восстановлен в Красноярске, Моцарт - Денис Медведев, Сальери - Дмитрий Соболевский.

Это не маньяк, а - ...
tanaquil le clerq
tanaquileclerq


Увы, дальше проб дело не пошло.

О скорости танца в классическом балете
tanaquil le clerq
tanaquileclerq
Вернемся к последнему видео - Спесивцева в первом акте Жизели и удивимся - основные, кактанцевальные, так и игровые сцены занимают меньше 3.5секунд! Сейчас так не танцуют - "выросли" балетные артисты, изменились эстетические и прочие приоритеты. Спесивцева и ее партнер скачут так, что невозможно "остановить" кадр с четко фиксированной позой. Видимо поэтому, когда фотограф хотел заснять балетных артистов тех лет в танце, их приглашали в студию, где они позировали, нарочито фиксируя ту или иную позу, - так было принято вплоть до 60-х годов прошлого века. Еще вспоминается, как Надя Павлова, говоря о трудностях в танце, сказала в свое время, что наиболее труден для нее первый акт Жизели, где героиня постоянно перемещается по всему планшету сцены.
...Не похоже, чтобы это была ускоренная съемка, или все же?


Спесивцева была хороша собой на сцене и в жизни
tanaquil le clerq
tanaquileclerq









На последнем снимке - костюм и пуанты балерины, - корсаж - видимо к балету Эсмеральда, лук - к балету Дочь фараона, змея - возможно из Баядерки, - из музея Академии Вагановой.
Поизучав эти и другие снимки, пришла к выводу, что в фильме 29-го года на сцене Опера Комик (так указано на сайте, откуда почерпнута информация) танцует именно ОС! Оператор, честь ему и хвала, заснял и ноги балерины, собственно они, как и высокий подъем, окончательно убедили меня, что мы счастливы лицезреть одну из немногих и уж точно, лучшую по качеству (слава восстановителю фильмы!) съемку легендарной русской артистки, отзывы современников и свидетелей о которой разнились от "плачущий дух" (Аким Волынский) до "солнечной стороны яблока" (противоположной стороной, видимо лунной, указана Павлова (Серж Лифарь?).

Для тех, кто не знаком с другими записями ОС:



А в этом фильме Майи Меркель есть несколько мгновений видео, запечатлевших ОС в последние ее годы на Толстовскойской ферме в Америке, письма балерины на родину, сестре Зинаиде, читает Елена Соловей:


Жизель из первого акта балета - из архивов, - полнее и в лучшем качестве (я раньше не видела!):

Lenny Borger, savior of the silent 'Monte-Cristo’
tanaquil le clerq
tanaquileclerq
“I didn’t choose it. It chose me,” Borger says of the film he selected to screen at SFIFF. “It’s a film I’d seen in my travels in 1982 in Prague. I was traveling to look at old films. I spent three days looking at prints, and they had this very incomplete print of 'Monte-Cristo’ that I looked at. I was dazzled by it, but it was only half of the film. I started looking again and found another print in Moscow, which was a French print as opposed to a Czech print. This other print ... had been stolen during the war by the Germans.

“So there were two prints that could be used for the restoration. As it turns out, the Czechs didn’t want to play along with me, and the Russians weren’t very interested … I finally got my way and Arte — the cultural channel here in France and Germany — they came to me and said, 'We want to do a restoration of the film.’ This was in 1999. So we did it. It took a long time. I was appointed a historical adviser, which I was, but I actually found all the materials that were available.
https://www.sfgate.com/movies/article/Lenny-Borger-savior-of-the-silent-6217850.php#photo-7824613
Фильм, снятый в 1929 году, найденный и восстановленный, замечателен помимо всего прочего тем, что в нем...заснята танцующая Ольга Спесивцева!..Об этом не написано нигде, кроме этого любопытного сайта:

https://www.vocidellopera.com/historical-dancers
Тамже ссылка на танцевальный отрывок на сайте Vimeo в хорошем качестве:

https://vimeo.com/211661888

Более полную версию отрывка из фильма можно увидеть на ЮТ:



Все еще сомневаясь, пересматриваю фотографии ОС. Об этим в следующем посте.

Новые-старые фотки
tanaquil le clerq
tanaquileclerq




РИА Новости, фото А. Макарова. Увы знаки АП делают просмотр снимков трудным...
Снимок из Шопенианы сопровождается сообщением, что вальс был исполнен в 1973-м на ТВ, для передачи Голубой огонек. Еще одна пропавшая съемка?

Гибель Сильфиды
tanaquil le clerq
tanaquileclerq

Запись не особо качественная, с нарушением пропорций, и тем не менее - одна из немногих Сильфид, трогующих. Карла Фраччи, как и большинство балерин, с которыми ВД выступал, крупновата для него. Что поделать - строения Деревянко редкого, изящного до предела, словно созданного для... даже не для танца, - для пения. Ничего подобного ему в балете не видела, да и вряд ли уже увижу. А увидеть удалось его в выпускном спектакле в уже далеком 1977 (?) - в балете Коппелия (в паре с чудесной Эрикой Лузиной, задвинутой по приеме в БТ на роли малозначимые), и сразу были очевидны - гибкость, уникальность певучего тела, редкие, врожденные артистизм, стильность, манерность (как необходимая составляющая артистизма - как это понимали в дореволюционном императорском балете). Слишком много эпитетов, кто видел на сцене - поймет. Последовали роли у Грига и ВВВ - Деревянко был узнаваем в самой незначительной роли - как, например в трио ведьм из Макбета, - предполагаю, что именно индивидуальность ВД навела хореографа на мысль поставить ведьм на пуанты, но партии их отдать танцовщикам-мужчинам. Андрогинная сущность артиста нашла впоследствие применение на Западе. Роли Жар-птицы и героя Иллюзий как Лебединого Озера (ЛБ как иллюзия?) Нормайера словно были созданы специально для ВД, хотя это и не так. В дуэте со Злым Гением ВД-Людвиг исполняет вполне женские поддержки, но как!...


Недооцененный, во многом забытый артист. На мой взгляд, на много более одаренный, чем более удачливые и всемирно прославленные "малютки", такие как МБ, Полунин или Болле. Созданный не столько для классики, сколько для модерн-балета и неоклассики.

Возвращаясь к Сильфиде. Замечательная Карла Фраччи показывает, как, теряя крылышки, фантастичесий дух теряет способность жить и умирает на руках у Джеймса, в роли которого ВД, как никто из мною виденных передает горе именно романтического героя, подобного героям Гофмана. Если помечтать, ВД справился бы и с ролью главной героини...

Роза и... змей или...червь
tanaquil le clerq
tanaquileclerq


О чем знаменитый дуэт "Гибель розы"? Потрясающая на мой взгляд публикация: на звуковой пластинке журнала "Кругозор" (кто помнит такое?) ММП рассказывает о своем восприятии балета Пети. Героиня ММП - увядающая, больная (так у Блейка, стихи которого вдохновили Пети на создание целого балета) роза, а вот кого танцует Бриан, а затем АГ? Помнится, в программках БТ роль называлась Юноша или путаю?
Слушаем сначала самого РП, а затем МП:
"В ГР, этой и детской, и философской поэме о судьбе цветка мне хотелось поставить пдд, в котором МП могла бы раскрыть весь свой талант, всю полноту чувств. Их можно прочесть в движениях ее восхитительных рук."
"Поставил он этот балет, 3х-частный, который идет 30 минут на музыку Малера и стихи УБ. То, что я танцевала здесь, в БТ, - это вторая часть, поставленная для меня и для Руди Брианца. Здесь нет никаких вариаций, здесь длинное адажио на очень протяженный мотив Адажиетто из 5-ой Симфонии Малера. Из центра появляется луч, освещающий этот цветок, который взлетает медленно, опускается, движется, но все это делает змей-искуситель, так сказать, - вот этот партнер, потому что она видит испепеляющий его взгляд - (он) обвивает ее и душит. Она старается вырваться из этих объятий, но вырваться как от любимого существа, а не от ненависти, - гибель от любви, как в Красном и черном у Стендаля. Роза не выдерживает силы любви, которая ее окутала, и она умирает. Может, в этом и есть смысл стихотворения Блейка:
О Роза, ты больна,
Какой-то червь ничтожный,
из бездны на землю упав,
и продолжая путь тревожный,
нашел покой в пурпурном ложе,
и, тайной страсти источая сок,
он точит жизнь твою,
твой нежный лепесток..."

https://www.youtube.com/watch?v=UyXnlO6TO-s&t=10s
(Видео содержит не очень удачную рекламу, но все равно, автору - спасибо!)

Ура! Белинский вернулся!
tanaquil le clerq
tanaquileclerq


Снова можно послушать рассказы Ал. Белинского, - на этот раз на канале ЮТ под названием Art House:
В этом видео АБ рассказывает о Вайнонене, Захарове, Лавровском, Улановой, Гусеве, Кирилловой, которых знал лично. В частности, с горечью рассказывает, что Лавровский перед тем как его "ушли" из БТ, намеревался возобновить РиДж , сделав сцену на балконе более танцевальной, как не возобновили "Мирандолину" Вайнонена! - для Кати Максимовой, эх!...
Увы, видео-рассказ АБ о самой Максимовой заблокирован на ЮТ по причине...нарушения авторских прав. Нэнавижу!

Коппелия Голейзовского
tanaquil le clerq
tanaquileclerq
И снова 41-ый год, в предверии войны, на это раз - в Москве, в БТ.
"19 мая 1941 года Голейзовский представил труппе подробную экспликацию будущей «Коппелии». В ней был отдельный успокоительный раздел под названием «переделывать не буду» (попытки, например, Мессерера переделать все «Лебединое» целиком труппа в 1937 году забраковала) — из классической редакции Горского Голейзовский собирался сохранить «первый вальс Сванильды», «построение и чередование мимических сцен у солистов в первом и втором актах». Особенным пунктом в «переделывать не буду» значилась «роль Коппелиуса в целости (Рябцев)». Владимир Рябцев играл Коппелиуса больше 30 лет, но роль эта — мимическая, а не балетная. Вряд ли это решение хореографа было чисто дипломатическим — начавший когда-то с «шаржирования», Рябцев постепенно создал истинно гофмановский образ. «Его Коппелиус — ученый философ, глубоко верящий в торжество своей гипотезы. Обнаружившийся крах гипотезы есть в то же время и гибель мыслителя»,— писал историк танца Георгий Римский-Корсаков.А «гофманщину» Голейзовский в этом балете как раз собирался усилить — вопреки всем требованиям и тенденциям времени. Вернее, на этом очень настаивал сценограф Вадим Рындин, а хореограф планировал соединять бытовое и фантастическое через этническое.
Голейзовский хотел, чтобы действие (как и у Делиба) разворачивалось в Галиции, танцам он намеревался придать славянский характер. Заново сочинялись чардаш и мазурка первого акта, массовые сцены и весь третий акт, на который Голейзовский предполагал сделать главный акцент. Здесь он отказывался от традиционной театральной редакции музыки Делиба, от перекомпоновок музыки и вставок. Третий акт должен был быть населен мифологическими персонажами, аллегорическими фигурами, которые смешиваются со свадебными кортежами. Ему была необходима идеальная среда, где возможна и законна встреча фантастики и быта, крылатых амуров и городских обывателей. Ход времени и смена освещения придавали дивертисменту естественность и театральную логику: возникая из тумана (марш — свадебное шествие в тумане за тюлем, как эхо), город материализовывался. В неопубликованных и неизвестных материалах семейного архива Касьяна Голейзовского сохранились два машинописных листа с программой танцев третьего акта и числом участников. Тут танцы соединяют персонажей древнегреческих мифов и славянских поверий, которые затем уступают сцену участникам свадебного кортежа, решенному как картина Брейгеля. Сольные номера старинной постановки превращаются в массовые. Голейзовский придумывает танец Авроры, Аполлона, вил (12 женщин) и фавнов (6 мужчин), танец «Работа» ставился на 6 женщин-солисток, танец «Война» — «веселая пляска с барабанами» — на 6 мужчин. После «Мира» — свадебных танцев Сванильды и Франца — город не застывал в проясненном состоянии трезвого реализма, а устремлялся вновь к гуляниям — в их безудержности и декоративности легко было узнать псевдоантичные вакханалии 1910–1920-х. Предельный натурализм обрастает и прорастает фантастикой. Венчало конструкцию, по замыслу Голейзовского, «фуэте на поднимающемся люке» — дань одновременно и театральной феерии, и собственным неистребимым — несмотря на чувствительные побои от советской критики — увлечениям эффектными трюками и акробатизмом.

Премьера «Коппелии» состоялась 18 января в филиале ГАБТ, постановку выпускали Евгения Долинская и Леонид Жуков. Установить ее связь с работой Голейзовского, кроме декораций Рындина, практически невозможно." (Коммерсант Weekend N5 , 21.02.19.)

https://www.kommersant.ru/doc/3882577?fbclid=IwAR0Qxflxs8ARjLulIf1vXWax9RSYuqRAyW0kFDvi0XBphb8KL3c6hECfqpA

Жаль, что у авторов статьи, изобилующей отсылками к семейному архиву балетмейстера, видимо нет доступа к архивам театра, а возможно,там и не сохранилось свидетельств этой загадочной, как и история куклы Коппелии, истории...